Источник: Блог Valerongrach-а
Самый знаменитый советский истребитель
Этот самолет был впервые поднят в воздух 30 декабря 1933 года, под Новый Год. На тот момент он назывался ЦКБ-12. А в истории он остался как И-16. Его называли «Ишачок», «Крыса», «Рата», в зависимости от того, с какой линии фронта находились те, кто говорил об этом самолете. Одно оставалось неизменным – его уважали все.
С И-16 неразрывно связана судьба, возможно, лучшего и уж точно, самого знаменитого летчика предвоенной поры – Валерия Чкалова. Именно он поднял этот самолет в воздух, именно он доводил первый в мире моноплан с убирающимся шасси до серии и использования в войсках, проводя все испытания и спасая опытные машины в сложных ситуациях.
Интересно, что в истории И-16 остался как самолет с открытой кабиной, хотя первоначально фонарь у него был закрытым. Но так как он делался из не очень качественного материала, прозрачность которого была недостаточна, его снимали. Кроме того, у летчиков были резонные опасения, что в случае чего, покинуть кабину с закрытым фонарем будет сложнее. Да и непривычно это было. Тогда летали с открытыми кабинами. Хотя, И-16 – это был уже самолет с совершенно другими скоростями, по сравнению с тем, к чему они привыкли.
У И-16 были и другие «сюрпризы» вроде системы уборки шасси, которая была ручной. С помощью ручной лебедки надо было сделать более 40 оборотов, чтобы шасси скрылись в фюзеляже или, наоборот, были выпущены. Это было вообще непросто физически. А особенно экстремально это было делать в финскую войну, когда одетым в меховые комбинезоны летчикам приходилось демонстрировать что-то вроде цирковых фокусов, чтобы убрать лыжи, устанавливавшиеся вместо шасси зимой.
В любом случае, И-16 было произведено в общей сложности более 10 тысяч штук. Этот истребитель стал первым, произведенным в настолько больших количествах.
Первое боевое применение «Раты» состоялось в Испании. Поначалу его основными противниками были немецкий He-51 и итальянский C.R.32. Они были настолько слабее «Ишака», что летчикам, воевавшим за националистов, просто запрещали ввязываться в бой, если они не имели численного перевеса. Потом немцы поставили франкистам свои первые «Мессеры» Bf.109. С первыми «мессершмиттами» И-16 дрался на равных. Но уже тогда выяснилось, что на высотах более 3 тысяч метров «мессер» мощнее И-16. В результате летчики на «мессерах» могли занимать позиции выгоднее. Кроме того, у «мессера» был потенциал для модернизации, а вот И-16 далее начал стремительно устаревать.
Тем не менее И-16 сыграли свою роль на Халхин-Голе, когда специально собранная группа советских летчиков устроила японцам «показательные выступления», разгромив в упорных боях японскую авиационную группировку и захватив господство в воздухе. Японские истребители И-96 и И-97 были сопоставимы по возможностям с И-16. У советских самолетов имелось небольшое преимущество в скорости, что дало положительный результат. Кстати, на Халхин-Голе впервые с самолетов стреляли реактивными снарядами. На несколько «ишаков» были установлены направляющие для пуска РС-82. Использование «эрэсов» оказалось удачным, ими было сбито 13 японских самолетов.
Когда началась Великая Отечественная война, И-16 все еще оставался основным самолетом советских ВВС, перевооружение на новые типы истребителей только начиналось. Летчики на «ишаках» дрались против превосходивших по своим характеристикам немецких самолетов. И дрались неплохо. Самый наглядный пример – Борис Сафонов, сбивший на своем И-16 с надписью «За Сталина» 14 немецких самолетов прежде чем пересел на поставленный осенью 1941 года Великобританией «Харрикейн».
Надо отметить, что немцы, хотя их истребители и превосходили И-16 по основным характеристикам, относились к «Рате» с уважением и опаской, говоря, что
«не надо загонять крысу в угол».
Даже в 1942 году боевых потерь у авиаполков, вооруженных И-16, было меньше, чем у тех, кто летал на других самолетах. Сказывалось то, что на «ишаках» летали летчики, прекрасно знавшие этот самолет и его возможности, а также в основном опытные пилоты, умевшие отбиваться от обладавших преимуществом в скорости, вооружении и скороподъемности «мессеров». В маневренном бою, если его удавалось навязать, И-16 по-прежнему был лучше.
И-16 использовался в войсках до 1943 года. В середине 1943 года на фронте еще оставалось 42 боеспособных «ишака». А на Дальнем Востоке они состояли на вооружении до августа 1945 года. 888 ИАП, базировавшийся на Камчатке, летал на «ишаках» до конца войны.
Дополнения:
В.Ф.Голубев, Герой Советского Союза, командир 4-го ГвИАП КБФ.
«…И как же нам, фронтовикам-лётчикам, обидно слышать теперь необъективные, пренебрежительные слова об этом истребителе. Ведь это неуважение не только к отличной для своего времени машине, но и к сражавшимся на ней лётчикам. Ведь именно на И-16 они в первые месяцы войны вогнали в землю не одну сотню фашистских самолётов, которые по многим параметрам превосходили нашего «ишачка». Нельзя забывать, что на войне многое решает не просто техника, а в первую очередь вера в справедливость и правоту своего дела, мастерство и мужество».
ВЛАДИМИР ПУХТЕЕВ
Ещё, этот самолёт назывался "для асов". Да, он был сложным в управлении, но был невероятно манёвренным. В этом и весь его недостаток. Малоопытные пилоты не могли проявить все его преимущества. К началу ВОВ, многие лётчики, просто не могли им управлять. А, вся "малоопытность", вытекала из экономии топлива. Что-то подобное, разве, мы недавно не проходили?
Павел Харитонов
В Испании наш самолёт называли "чотос", что переводилось как ,, курносый".
Источник: Блог Valerongrach-а