Забыли пароль? Зарегистрироваться
Производство комплектов домов по канадской технологии из сип панелей. Изготовление каркасов для буронабивных свай
Сушка пиломатериалов
Производство комплектов домов по канадской технологии из сип панелей. Изготовление каркасов для буронабивных свай
Сушка пиломатериалов

Новости

Все новости

09.01.2019

Самый знаменитый советский истребитель

 

Источник: Блог Valerongrach-а

Самый знаменитый советский истребитель

Этот самолет был впервые поднят в воздух 30 декабря 1933 года, под Новый Год. На тот момент он назывался ЦКБ-12. А в истории он остался как И-16. Его называли «Ишачок», «Крыса», «Рата», в зависимости от того, с какой линии фронта находились те, кто говорил об этом самолете. Одно оставалось неизменным – его уважали все.

С И-16 неразрывно связана судьба, возможно, лучшего и уж точно, самого знаменитого летчика предвоенной поры – Валерия Чкалова. Именно он поднял этот самолет в воздух, именно он доводил первый в мире моноплан с убирающимся шасси до серии и использования в войсках, проводя все испытания и спасая опытные машины в сложных ситуациях.

Интересно, что в истории И-16 остался как самолет с открытой кабиной, хотя первоначально фонарь у него был закрытым. Но так как он делался из не очень качественного материала, прозрачность которого была недостаточна, его снимали. Кроме того, у летчиков были резонные опасения, что в случае чего, покинуть кабину с закрытым фонарем будет сложнее. Да и непривычно это было. Тогда летали с открытыми кабинами. Хотя, И-16 – это был уже самолет с совершенно другими скоростями, по сравнению с тем, к чему они привыкли.

У И-16 были и другие «сюрпризы» вроде системы уборки шасси, которая была ручной. С помощью ручной лебедки надо было сделать более 40 оборотов, чтобы шасси скрылись в фюзеляже или, наоборот, были выпущены. Это было вообще непросто физически. А особенно экстремально это было делать в финскую войну, когда одетым в меховые комбинезоны летчикам приходилось демонстрировать что-то вроде цирковых фокусов, чтобы убрать лыжи, устанавливавшиеся вместо шасси зимой.

В любом случае, И-16 было произведено в общей сложности более 10 тысяч штук. Этот истребитель стал первым, произведенным в настолько больших количествах.

Первое боевое применение «Раты» состоялось в Испании. Поначалу его основными противниками были немецкий He-51 и итальянский C.R.32. Они были настолько слабее «Ишака», что летчикам, воевавшим за националистов, просто запрещали ввязываться в бой, если они не имели численного перевеса. Потом немцы поставили франкистам свои первые «Мессеры» Bf.109. С первыми «мессершмиттами» И-16 дрался на равных. Но уже тогда выяснилось, что на высотах более 3 тысяч метров «мессер» мощнее И-16. В результате летчики на «мессерах» могли занимать позиции выгоднее. Кроме того, у «мессера» был потенциал для модернизации, а вот И-16 далее начал стремительно устаревать.

Тем не менее И-16 сыграли свою роль на Халхин-Голе, когда специально собранная группа советских летчиков устроила японцам «показательные выступления», разгромив в упорных боях японскую авиационную группировку и захватив господство в воздухе. Японские истребители И-96 и И-97 были сопоставимы по возможностям с И-16. У советских самолетов имелось небольшое преимущество в скорости, что дало положительный результат. Кстати, на Халхин-Голе впервые с самолетов стреляли реактивными снарядами. На несколько «ишаков» были установлены направляющие для пуска РС-82. Использование «эрэсов» оказалось удачным, ими было сбито 13 японских самолетов.

Когда началась Великая Отечественная война, И-16 все еще оставался основным самолетом советских ВВС, перевооружение на новые типы истребителей только начиналось. Летчики на «ишаках» дрались против превосходивших по своим характеристикам немецких самолетов. И дрались неплохо. Самый наглядный пример – Борис Сафонов, сбивший на своем И-16 с надписью «За Сталина» 14 немецких самолетов прежде чем пересел на поставленный осенью 1941 года Великобританией «Харрикейн».

Надо отметить, что немцы, хотя их истребители и превосходили И-16 по основным характеристикам, относились к «Рате» с уважением и опаской, говоря, что

«не надо загонять крысу в угол».

Даже в 1942 году боевых потерь у авиаполков, вооруженных И-16, было меньше, чем у тех, кто летал на других самолетах. Сказывалось то, что на «ишаках» летали летчики, прекрасно знавшие этот самолет и его возможности, а также в основном опытные пилоты, умевшие отбиваться от обладавших преимуществом в скорости, вооружении и скороподъемности «мессеров». В маневренном бою, если его удавалось навязать, И-16 по-прежнему был лучше.

И-16 использовался в войсках до 1943 года. В середине 1943 года на фронте еще оставалось 42 боеспособных «ишака». А на Дальнем Востоке они состояли на вооружении до августа 1945 года. 888 ИАП, базировавшийся на Камчатке, летал на «ишаках» до конца войны.

Дополнения:

В.Ф.Голубев, Герой Советского Союза, командир 4-го ГвИАП КБФ.

«…И как же нам, фронтовикам-лётчикам, обидно слышать теперь необъективные, пренебрежительные слова об этом истребителе. Ведь это неуважение не только к отличной для своего времени машине, но и к сражавшимся на ней лётчикам. Ведь именно на И-16 они в первые месяцы войны вогнали в землю не одну сотню фашистских самолётов, которые по многим параметрам превосходили нашего «ишачка». Нельзя забывать, что на войне многое решает не просто техника, а в первую очередь вера в справедливость и правоту своего дела, мастерство и мужество».

 

ВЛАДИМИР ПУХТЕЕВ

Ещё, этот самолёт назывался "для асов". Да, он был сложным в управлении, но был невероятно манёвренным. В этом и весь его недостаток. Малоопытные пилоты не могли проявить все его преимущества. К началу ВОВ, многие лётчики, просто не могли им управлять. А, вся "малоопытность", вытекала из экономии топлива. Что-то подобное, разве, мы недавно не проходили?

Павел Харитонов

В Испании наш самолёт называли "чотос", что переводилось как ,, курносый".

Источник: Блог Valerongrach-а

 
Свяжитесь с нами

Отдел реализации проектов

Показать телефон +7 (904) 398-99-74

Лапин Александр Николаевич

Показать телефон +7 (904) 398-99-74

Контактная информация:

Нижний Новгород, нижний Новгород, Окская Гавань, 6

Показать телефон +7 (904) 398-99-74

sippaneli-dom52.ru
Документы

11.05.2022

Сертификат OSB-3

Скачать в формате pdf